29 августа 2013 г.

Все о cream tea

Cream tea in Wales

Cream tea для англичанина – святое, всё равно что блины для русского, сало для украинца или плов для узбека!

Долгое время после прибытия на английскую землю я не находила особого смака в этих невзрачных крошащихся булочках (scones), которые в этой статье я так и буду называть сконами. В кулинарных кругах это слово уже прижилось.

Притерпелась и я к английской выпечке, которая не славится таким уж большим разнообразием. Честно-честно, любая маленькая рижская кофейня даст сто очков вперед незамысловатым булочкам британского магазина... Но я не буду заниматься неблагодарным делом сравнения и навешивания ярлыков, давайте лучше перейду к делу и расскажу, что входит в состав знаменитого cream tea.

Понятное дело, без крепко заваренного чая и кувшинчика молока никак не обойтись. К нему подаются сконы, которые обычно разрезаются на 2 части, каждая из которых хорошо промазывается очень густыми топлёными сливками (clotted cream) и таким же толстым слоем джема – обычно клубничного или малинового.

 

Cream tea in England

Сконы делают из бездрожжевого теста, очень часто добавляют в них изюм, сушеную смородину, курагу или делают их с сыром. Сконы подают практически во всех ресторанах, кафе и забегаловках, тоннами выпекают их пекари супермаркетов.

Сколько людей – столько и разных рецептов  приготовления сконов. Как-то я рассказала Татьяне – автору блога Спутник Гурмана – о вкуснейших сконах, которые выпекает супермаркет Morrisons. Татьяна подбивала меня как-нибудь прорваться в закрома пекарни и выспросить рецепт у самого главного повара. Но, понятное дело, кто будет делиться сокровенным рецептом, когда можно предложить мне купить уже готовые сконы?! Поэтому этот вариант развития событий был отметён, как нереалистичный.

Смущала еще одна деталь. Я никак не могла представить себе выпечку без яиц, даже поделилась своими опасениями в комментариях к статье у Елены – автора блога Моя кулинарная книжечка. Почти все рецепты сконов – без яиц! А мне казалось, что в Morrisons такие вкусные сконы, потому что они кладут яйца...

 

Скон со сливками и клубничным джемом

Оставалось только одно – экспериментировать. Перерыв бесчисленное множество всевозможных описаний приготовления этого великобританского изыска, я выбрала один рецепт и, должна вам сказать, не прогадала: сконы получились такими вкусными, что теперь я буду с удовольствием пользоваться этим вариантом. Итак, рассказываю.

СОСТАВ:

2 стакана (500 мл) муки
1/2 стакана сахара
5 чайных ложек разрыхлителя
1/2 чайной ложки соли
1/2 стакана масла
1/3 стакана промытого и замоченного ненадолго изюма
1 яйцо
3/4 стакана (175 мл) молока

 

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:

1. Я смешала муку, сахар, соль и разрыхлитель.

2. Добавила сливочное масло (я брала простой маргарин для выпечки) и растерла его с сухими ингредиентами. Очень удобно делать это с помощью простой вилки.

3. Разбила яйцо и добавила к нему молоко, слегка взбила и вылила смесь в тесто, оставив на дне немного для смазки сконов перед выпечкой.

 

Тесто для сконов

4. Все также вилкой смешала тесто. Мешала очень осторожно и недолго. Добавила изюм. Почему-то в этот момент я мысленно обозвала это тесто тяп-ляпистым. Его почти совсем не надо мешать. Все надо делать быстро и “абы как”. Видите на фото текстуру? Даже не вся мука еще вмешалась. Но уже пора!

 

Приготовление сконов

5. Разделила тесто на 2 части, одну часть спрятала в холодильник, а вторую расположила на слегка посыпанной мукой доске и немного примяла пальцами до толщины теста в сантиметра 2.

 

Приготовление сконов

6. Застелила противни пекарской бумагой и быстренько с помощью формочки наделала круглых сконов.

 

Приготовление сконов

7. Смазала сконы оставленной смесью яйца с молоком и – в прогретую духовку всего на 14 минут!

 

Готовые сконы

Посмотрите, какие красавцы!

 

Готовые сконы

8. Тут же переложила сконы на решетку и дала им остыть.

 

Готовые сконы

Вот и второй противень подоспел.

 

Сконы со сливками и вишневым джемом

9. Режем скон острым ножичком на 2 половинки, наваливаем горкой, кучкой, толстым слоем сливки, а затем джем (у меня был вишнёвый)  и получаем райское наслаждение!

 

Что надо знать, чтобы получились отличные сконы?

 

  • Всегда используйте холодное масло, нарезанное небольшими кусочками. Не старайтесь, чтобы оно полностью растворилось в тесте, должны остаться своего рода комки и крошки.
  • Как только тесто более или менее соединилось в одно целое в миске, выкладывайте его на доску и слегка доводите “до ума”.
  • Для того, чтобы сконы получились легкими, со своеобразной крошащейся структурой, надо готовить тесто быстро и не мешать его очень долго. (О чём я и говорю: тяп-ляп!) Иначе сконами можно будет забивать гвозди!
  • Если не класть яйцо и изюм, и заменить молоко на пахту, то сконы будут больше напоминать хлеб. Что, в общем-то, и выпекали в старые добрые времена в городах и весях Англии, Шотландии и Уэльса.
  • Молоко можно заменить на взбитые или простые сливки – и опять получится другой вкус и другая, более воздушная текстура.
  • Сконы прекрасно можно готовить впрок, замораживая их в морозилке и доставая по мере надобности.
  • Если вы хотите сконы с твердоватой корочкой, то охлаждать их надо на решётке. если хотите, чтобы они были мягкими, то тогда надо накрыть их полотенцем сразу после выпечки.

 

Вот такой немудрёный рецепт. У меня получилось порядка 15 сконов из этого набора продуктов, а по времени – всего ничего. Выпечка два раза по 14 минут была самым продолжительным элементом этого рецепта.

Надеюсь, что я смогла заинтересовать вас этими булочками. Попробуйте, может, вам тоже понравится!

Да, в деле потребления сконов есть еще одна большая проблема.

Что вначале: сливки или джем? :)

Так вот, серьёзные исследования показали, что жители графства Девон предпочитают сначала сливки, потом джем. А вот жители соседнего графства Корнуолл сначала кладут джем, а уже потом сливки. Так что, при выборе места жительства в Великобритании, заранее примите решение по этому важному вопросу!

А что бы вы положили на скон сначала, сливки или джем?

 

Приятного аппетита!

 


44 комментария:

  1. Сразу видно - приготовлено с удовольствием, съето с наслаждением, написано с любовью! :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гена, не в бровь, а в глаз! :) Скажи мне, а ты пробовал scones во время своего визита в Англию?

      Удалить
    2. Лен, это ведь было в юные годы, я тогда в себя закладывал все подряд, без особого разбора. :) Только Рубаб Крамбл запал мне в душу, как ты, наверное, помнишь. :) Слова "скон" я точно не знаю. :(

      Удалить
    3. Гена, ну теперь-то ты знаешь, на что положить глаз, когда наступит вторая молодость! :)

      Удалить
    4. Зашла сюда после Фейсбука и на каждый комментарий хочу кликать "Нравится!" Гена, одни слова "...тогда в себя закладывал всё подряд" до чего смешны и хороши!

      Лена, я тут же бросилась распечатывать приготовление.

      Удалить
    5. Лена, думаю, что сконсы не пойдут ни в какое сравнение с теми изысками, которыми вас всех балует Женя! :)

      Удалить
    6. Лена (Rubric), глаз положим, не вопрос! А вторую молодость можно и не ждать. :)

      Удалить
    7. Лена (Голованова), ты куда пропала? Давно тебя не видно! (Сказал я, который тоже пропал :))

      Удалить
  2. Лен, а 5 чайных ложек разрыхлителя - это ты какой брала? Потому как если на такой объем теста 5 ч.л. соды бухнуть, то булочки конечно поднимутся, но есть их будет невозможно. Я пробовала печь сконы, но результат меня не очень вдохновил. Может, мука не такая как надо, или рецепт неудачный попался. Я такие булочки, честно говоря, люблю тепленькими со сливочным маслом. Так что в английском варианте сначала сливки.:))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, я брала обычный пекарский порошок. Насколько я понимаю, там сода смешана с мукой и крахмалом. Честно говоря, в рецепте написано аж 6 чайных ложек разрыхлителя, но я решила, что это слишком.
      Сконс - они такие, надо много этого ингредиента, чтобы они поднялись и "ощетинились". Чем больше перекособочатся, тем аппетитнее! :)

      Удалить
  3. Вот это я понимаю!!! Настоящий фоторецепт!
    Как-то Танечке намекнула. Мол фото легче глядеть, чем длинные слова читать.

    Фотографии готовых скон обалденные!
    Но! Для моего мужа-это булка, а булку он не ест. Ещё может с рыбой, но со сливками и джемом, это для него не приемлемо. Ну не англичанин....

    Лен, но я всё равно их попробую испечь, уж больно картинки хороши. Сама всё слопаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, попробуй, рискни! Мужу можешь сказать, что это печенье. Пожалуй, именно мягкое печенье эти сконы и напоминают!

      Удалить
  4. Лена,

    УРРРРАААА ! Я дождалась :)
    Спасибо огромное ! Очень-очень аппетитно !
    Буду пробовать твой рецепт.

    Мерси :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, забыла : я бы сначала варенье, а потом сливки (если они такие, как наши взбитые). А если ваши сливки больше похожи на масло, то сначала их, а потом варенье (малиновое ;))

      Удалить
    2. Таня, а я буду ждать твоего рецепта, который ты тоже вчера опробовала! Хотя бы намекни, что ты клала в свои сконы! :)

      Удалить
    3. Таня, ты еще забыла написать, какой стороной это сооружение в рот закладывать! Сконом вниз или джемом на язык?! :)

      Удалить
    4. Лена,

      Рецепт Городона похож на твой, но я не положила изюм.
      И поверхность моих сконов получилась гладкой, а не шапочкой, как у тебя ...Может, я просто тесто очень хорошо и гладко замесила ? ;) Но фотографию сделала ;)

      Нет, нет, сконом вниз, чтобы самое вкусное на потом осталось ;)

      Ну всё, я поехала в Лондон : у нас по Насьонал Жеографик каждый четверг идеёт английский документальный сериал "Секреты London Tower" ;)

      Удалить
    5. Значит, мы с тобой на одной волне, Танечка! Общая пища - и духовная, и физическая! :)

      Удалить
    6. Лена,

      :)

      Мне бы ещё ваш крим где-нибудь найти ;)

      Удалить
  5. Я почему-то была уверена, что тоже выкладывала рецепт сконов. Бросилась смотреть в блоге Smallcookerybook, а там нет. Значит, руки не дошли. Они, однако. неплохо получились. Крем я покупала у нас в англиском магазине. Его можно есть ложкой и без всяких скоунов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, значит, будет повод ублажить Дэйвида! :) Он у тебя любит сконс?
      А clotted cream очень вкусно слизывать с ножа (знаю, некультурно!), но ложкой есть, пожалуй, жирновато будет, он же почти как масло!
      Проверь в ALDI, у нас там тоже продается и по самой демократической цене. Дешевле только в Costco!

      Удалить
  6. Елена, спасибо за рецепт! Из ингридиентов кажется, что выпечка почти диетическая? А то я стараюсь похудеть после родов, поэтому себя ограничиваю в мучном. Но эти сконы вроде ничего, а?

    Кстати, при какой температуре выпекать? Прогретая духовка - это сколько?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гульноз, уж очень диетическим этот рецепт не назовешь. Смотри, сколько масла! А сливки, которых надо перед потреблением наваливать на скон много-много?! :)
      Хотя, конечно, можно попробовать при выпечке взять "легкое" масло или спред. И обойтись без clotted cream, а просто с джемом или низкокалорийным апельсиновым мармеладом.
      В любом случае, мне кажется, что в сконах меньше калорий, чем в каком-нибудь кексе, бисквите или куске торта.

      При какой температуре выпекать - не скажу, у меня духовка без термометра. Ставлю на максимум, прогревается, пока замешиваю тесто и разделываю. И потом в нее ставлю противень и огонь не уменьшаю, так и печется на максимуме.

      Удалить
    2. Итак, отчет с кухни) Сконы получились по виду не такими как у Вас, но тоже неплохо. Выпекала на противне, смазанным маслом, в прогретой духовке при 200 град 14 минут, но они остались белыми, только низ начал коричневеть (особенность моей духовки). Следующие 8 минут выпекала при 250 град - сверху стали симпатичнее, но не такие зажаристые как у Вас, а вот низ откровенно подгорел, пришлось поработать на мелкой терке. Вывод: вкус не особо изысканный, как раз хорошо есть с кремом или джемом, но в одиночку слабовато. Хорошо идет с молоком. Способ выпечки я бы лично для себя изменила путем выкладки теста в формочки для кексов, может быть так они не подгорят в дальнейшем.
      Что касается калорийности, то этот рецепт не особо калорийный, к тому же я брала легкий маргарин. В общем, для фигуры сконы нужно есть самостоятельно :)
      Спасибо за рецепт, буду экспериментировать и дальше!

      Удалить
    3. Ай да молодчинка!!! Да-а-а, духовка духовке рознь...
      Ты все написала правильно, для наших кудесниц, выпекающих всевозможные торты и прочие явства, сконы - это слишком просто и небогато по вкусу. Мне тоже понадобилось много лет, пока я перестала быть слишком разборчивой! :)
      Пишу этот комментарий, еще ощущая во рту вкус утреннего завтрака - 2 скона со сливками, сливовым джемом и свежезаваренным кофе! :)

      Удалить
  7. АбАлдеть...Лен,ну ты и раздразнила своими сконами...Почти час ночи,а так есть захотелось...Вот вы с Танюшкой два провокатора!!! Сконы там,сконы здесь...:)
    Лена,а ты писала где-нибудь какой чай вы пьете? Только черный-черный или можно и с добавками?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аллочка, я уже чай без бергамота не представляю! Каждый день завариваю 50:50 обычный черный (для цвета) + Earl Grey.
      С молоком пьют почти все англичане, а - я под настроение. У меня как-то периодами: то с молоком пью, то без. Но в основном без. Но всегда с Earl Grey!

      Удалить
  8. Слабонерный булкоед падает в обморок от твоих вкуснейших фотографий, пропитанных ароматом свежей выпечки!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, мы частенько лакомимся cream tea, когда куда-то ездим. И всего несколько раз мне удалось сфотографировать это дело (первое, второе и третье фото), потому что, когда садишься кушать, про фотоаппарат забываешь напрочь!

      Удалить
  9. МММ, как же хочется утащить парочку себе к чаю). Спасибо за подробный рецепт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, сконы, в самом деле, столь элементарно выпекаются, что делать практически нечего! :) Удачи!

      Удалить
  10. Вредно все же читать кулинарные блоги на ночь, и с утра вредно и в обед тоже...Как бы сыт не был, так прочитаешь, посмотришь и аппетит присутствует еще что-нибудь в себя затолкать. :-)

    Лена, твои сконы такие аппетитные, что их и без сливок и джема можно слопать. Пойду чай делать, не по-английски, конечно, и чем-нибудь белорусским сконы заменить. :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Mik обходит Блогспот с дозором на голодный желудок! :) Ты знаешь, я бы тоже сконы с удовольствием заменила чем-нибудь белорусским. Еще с советских времен помню большое количество тортов с изумительным белковым кремом - с таким аж перламутровым и невыносимо вкусным. И много-много орехов! И-эх!...

      Удалить
    2. Голодный, не голодные, а вкусного хочется.всегда! Знаю же, что невкусного в блоге не станешь выкладывать! Лена, а я тортов почему-то не любил, особенно са сливочным кремом, уж слишком жирные они, а вот из кондитерских изделий той поры я бы хотел именно ту булку-витушку за 25 копеек и батон, начиненный изюмом, он редко попадался, поэтому цену не помню, но что-то около 70 копеек точно, но какой он вкусный был, там только пропеченная корочка была и сплошной изюм внутри! Пускай и у тебя слюноотделение начнется, читая такие воспоминания детства! :-)

      Удалить
    3. Mik, так тот крем на тортах был не масляный, а взбитый белок!
      Я 4 года прожила в Польше в лесу, у нас в военном городке особых разносолов не было, поэтому после школы, поселившись в Минске, я "пошла" по тортам. Съедала один - покупала следующий! :) А в обед бегали в гостиницу "Минск" на комплексные обеды за рубль. Или чуть дальше на Володарского - там продавали на остановке горяченькие беляшики с мясом!...

      Удалить
  11. никак не "рискну" сконы испечь... Да, разрыхлитель тоже как-то смутил, но если надо... Кстати, а как это топленые сливки готовят - кто знает?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Laralaram, у нас эти топленые сливки "приходят" из магазина, поэтому, как их топят - не знаю. Они довольно дорогие по цене, поэтому я иногда заменяю их extra thick double cream - очень густыми и жирными сливками. Они, конечно, не такие, как эти топленые, но хоть стоят не так дорого.
      Если соберетесь печь - расскажите потом, хорошо?! Удачи!

      Удалить
    2. Laralaram, кстати, проверьте ваш ALDI, если есть. Эти сливки называются Clotted cream. У нас там продаются и намного дешевле, чем в других супермаркетах. Хотя, что-то в последнее время пропали. И есть еще одно хорошее место для их обитания. Costco, если у вас такое есть. Там у нас продается большая поллитровая бадейка по еще более привлекательной цене, чем в ALDI.

      Удалить
    3. эт, так и называются... у нас, вроде, все по немецки! посмотрю! АЛДей у нас как мусора, на каждом углу

      Удалить
    4. В секции со сметаной и сливками. Сегодня была, посмотрела - нету... Не знаю, насовсем, что ли, пропали?...

      Удалить
  12. хочу сливки... те самые, топленые

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Laralaram, они такие довольно безвкусные: не соленые и не сладкие, и не кислые, а вот на сконе, да с повидлом... о-о-о, это прелесть! У них еще сверху бывает такая корочка, типа масла, что ли...

      Удалить
  13. Елена, спасибо за такой подробный рассказ и за рецепт. Вчера вечером прочла. а сегодня подскочила раньше будильника и испекла на завтрак. :))
    Спасибо, что вдохновили.

    ОтветитьУдалить