21 ноября 2011 г.

“Бычки в томате” в моей жизни...

Фасоль в томатном соусеДавно забытые ощущения, остались только воспоминания о чём-то нереально вкусном... Баку, бабушка, школьные каникулы... Вкуснейший салат из свежих помидоров, огурцов и перца, с щедро нарезанными укропом, кинзой, сиреневым луком и заправленный ароматным подсолнечным маслом...

Свежий лаваш и только что открытая банка с бычками в томатном соусе...

Такого вкусного томатного соуса не было больше ни в одном продукте из моего детства. Ни одну другую “консерву” не заправляли таким вкусным сладким томатным соусом! Только став много взрослее, в далёкой Англии, куда занесла меня судьба, я обнаружила подобный соус в банках с исключительно популярными в этой стране baked beans (белая фасоль в томатном соусе). Эту фасоль с большим удовольствием поедают на завтрак, на обед и ужин во всём мире, пристрастилась к ней и я...

 

Мало что сравнится в легкости приготовления с этим блюдом. Ломтик тоста, кусочек масла, можно поджарить тоненькую полоску бекона. И сверху обильно закрыть всё фасолью в томатном соусе из супермаркетовской банки... Настоящий холестериновый праздник живота!

 

Пепельница

А потом приятель подарил мне керамическую пепельницу. Приступ безудержного хохота, а затем – вновь нахлынувшие раздумья: бычки в томате, выпускают ли их ещё, такие ли они на самом деле вкусные, какими казались мне в детстве?..

 

Консервированные "Бычки в томате"

И вдруг однажды захожу в польский магазин, останавливаюсь перед полкой с консервами, навожу резкость и не могу поверить своим глазам! Это – они!!!

Так наша семья начала есть рыбу, которую ни муж, ни дочка раньше не любили...

Очень вкусная, но всё-таки чуть-чуть чего-то не хватает!... :)

 

 

Одесса 70-х и 80-х. Есть ещё люди в возрасте, которые могут сказать:

- Эт-та вы называете бычками? Я смеюсь! Еще в 60-х здесь всё было завалено свежими бычками, и это были БЫЧКИ! Она называет эту тюльку бычками! Почём? Мне пару кило, только не надо мне сыпать туда самую мелочь!

Огрызаясь без особых эмоций: "Я взвешиваю всем, не перебирая!" – продавец вручала кулек с рыбой. В той Одессе ещё были те целлофановые кульки, которые ни в коем случае не выбрасывались, а многократно стирались, а некоторые особо рачительные хозяйки прострачивали разошедшиеся бока крепкого кулька на швейной машинке и пользовались, пользовались, пользовались...

В той Одессе купить бычков меньше килограмма – удивить и насмешить окружающих. Потому что на бычков заглядывали соседи, прибегали дети со своими друзьями со двора, за стол усаживались случайно встретившиеся знакомые, и те, кто уже хорошо поел, и те, кому поесть бычков – ещё не наесться...

Жарили и тушили в таком количестве, что это была целая миска, а потом уже раскладывали по тарелкам, чтоб быстрее остывало. На столе появлялись зеленый лук, помидоры, огурцы и хлеб, и компания принималась за дело... На тарелках постепенно росли горки обработанных косточек...

- А Муся еще в томат жарит лук...

- Я тебя умоляю! Я еще лук на эту мелюзгу не переводила!

Через какое-то время неизбежно звучит фраза:

- Вот зараза! Как семочки: пока не доешь – не остановишься!

В ответ смех за столом, т.к. это – абсолютная правда. Заглянувшую отдать долг соседку тут же усаживали рядом.

- Та я не хочу, тiлькi шо поснiдали!

- Это шо, еда!?!

- Ну дай цю, попробую...

Попутно выяснялись самые насущные вопросы:

- Ты где такой протвинь нарыла?

Дефицит диктовал свои законы, совместное поедание бычков делало вкушающих роднее и развязывало языки не хуже спиртного.

- Це Мусю спитай, вона – через Моню, вiн десь в гальваническом, в нього - связи...

... вот такая была народная одесская забава в той далекой советской стране, в которой не было ни секса, ни демографических проблем...

 

Источник рассказа здесь.

Удачи вам и приятного аппетита!

 

 


arrow

От пищи для желудка к пище для ума:

 


36 комментариев:

  1. Лен, после гор и моря я также люблю только Одессу, с ее морем, с ее Аркадией, сейчас уже безнадежно загаженной, с ее трамвайной линией вдоль побережья, и с ее колоритными персонажами... Ах, где наша хозяйка Роза, колоритная дама в платье с рюшами в самых немыслимых местах и со своим вечным "Ах, я вас умоляю"...??? Какая музыка для моей души...))))
    Надо же сколько ты смогла всколыхнуть во мне...
    Но не поверишь - бычки я не ела. Во всяком случае я не помню их с такой нежностью и ностальгией)))

    ОтветитьУдалить
  2. Ленчик, у нас у всех "свои бычки"! :) Мы каждый август приезжали из северного Ленинграда к бабушке в Баку и проводили там каникулы. Времена были небогатые в плане питания, бабушка жила в коммуналке, особенно по летней жаре, не наготовишься, вот и вспоминаются самые яркие продукты того времени! :)
    Рада, что всколыхнула в тебе столько воспоминаний! :)

    А фасоль в томатном соусе у вас сейчас продаётся?

    ОтветитьУдалить
  3. Как же ж я люблю закусить бычками (зачеркнуто) окунуться в такие приятные воспоминания!

    ОтветитьУдалить
  4. Гена, а как в Москве, бычки не видел в магазинах?

    ОтветитьУдалить
  5. Не обращал внимания. Чёто мы 100 лет уже рыбными консервами не питались.
    А однажды я целый год ел baked beans на завтрак. :)

    ОтветитьУдалить
  6. Нее, без сосисок. Помидоры, омлет и фасоль. Руками. :)

    ОтветитьУдалить
  7. Ну, дело происходило примерно в этих местах: http://forum.mb-world.ru/viewtopic.php?f=44&t=8843, потому и руками. :)

    ОтветитьУдалить
  8. Тоскую по кильке в томатном соусе. Больше всего любил рижские и питерские консервы. Сейчас они есть, но суррогат там какой-то вместо соуса... (((

    ОтветитьУдалить
  9. Гена, бычки забыты, я растворилась в качестве фотографий по твоей ссылке!!! :) Вот это мастер! Вот это глубина резкости! Как я хочу научиться фотографировать ВОТ ТАК!...

    ОтветитьУдалить
  10. Mik, а, может, просто вкусы с возрастом меняются!...:)

    ОтветитьУдалить
  11. Rubric, вкусовые клетки отмирают, но не до такой степени, чтобы соус не отличить. Он какой-то густой и не оранжево-красный, а какой-то бледно оранжевый.

    ОтветитьУдалить
  12. Густой - не жидкий, можно разбавить! :) А вместе с вкусовыми рецепторами еще и цветовые отмирают!:)

    ОтветитьУдалить
  13. Ленчик, что, ностальгия замучила?

    ОтветитьУдалить
  14. Нет, воспоминания! Люблю я бычки в томате, Леночка, и ничего с собой поделать не могу! :)

    ОтветитьУдалить
  15. F я сразу вспомнила камбалу в томатнос соусе" и "голубцы из морской капусты" в том же соусе. Бычков у нас, наверное, не было. Однажды мы гуляли с родителями по замерзшему заливу и за короткое время собрали большой пакет оставленных рыбаками бычков достаточно больших размеров. Ну, не считали наши рыбаки бычков за рыбу! Они пришли за навагой и корюшкой!
    И что вы сравниваете ТОТ маринад с сегодняшним? Где в нем консерванты, красители и вкусовые добавки, идентичные натуральным? Попробовала я как-то что-то в томатном соусе, больше не хочу! Лучше я буду вспоминать рыбные консервы 30-летней давности :)
    Спасибо за воспоминания!

    ОтветитьУдалить
  16. Наталья, бычки в томатном соусе - это святое! :) Остальную рыбу предпочитаю в масле. Хотя, при нынешнем изобилии консервы потребляются нечасто...

    ОтветитьУдалить
  17. У нас в детстве была другая забава - покупали кильку в томате, рогалик за 6 копеек и бутылку "Буратино" на двоих, устраивались в саду и рогаликом выуживали кильку из банки, потому что за вилками домой лень идти было (ключ консервный предусмотрительно всегда с собой брали), запивали всё лимонадом... Вкуснотища была!!!! Сейчас ни бычков таких, ни кильки нет, иногда покупаю баночку, но особого восторга не ощущаю. Кстати, теперь производители всё чаще практикуют закатывать какую-то требуху вместо нормальной рыбы(

    ОтветитьУдалить
  18. ностальгия... где те бычки? где той томатный соус? один суррогат остался...

    ОтветитьУдалить
  19. ilona, интересно, а что будут вспоминать наши дети о своём детстве? :) Вот бы заглянуть в будущее хоть одним глазком! :)

    ОтветитьУдалить
  20. Танюша, не причитай, вкусы меняются. Возможно, дело не в бычках, а в нас самих?... :)

    ОтветитьУдалить
  21. Не знаю, что они будут вспоминать, но сейчас для моей Катерины МакДональдс - предел мечтаний(

    ОтветитьУдалить
  22. Ну, раз предел, значит, слава Богу, она там нечасто бывает! И это хорошо! Хотя, Макдональдс - не самое ужасное зло в этом мире, а, может, даже и самое неплохое. Если посещать его изредка, а не питаться гамбургерами каждый день, то все будет в порядке!

    ОтветитьУдалить
  23. О! Я помню с детства Одесский привоз.
    Рыба пакетами, на самом деле!
    И целыми мисками тоже.
    Вкус только в памяти)))
    Спасибо, что напомнила, Лен!
    Сразу в родные места захотелось!!!

    ОтветитьУдалить
  24. Лена, а я бычков в томате никогда не пробовала :( И без томата тоже :(((((

    ОтветитьУдалить
  25. 1:1 - у кого-то вкус только в памяти, а другим и вспоминать нечего! Ничего, зато есть, о чем мечтать, девочки! :)

    ОтветитьУдалить
  26. Простите, а бычки (в томате я ела в детстве, да, я помню) и мойва - это не одно и то же? Это я так, спрашиваю, мало ли...
    Мойва жаренная, естся, как семечки. Можно нажарить гору (я теперь в магазе покупаю) и есть, есть, есть... Особенно, если она с икрой.
    я росла в Средней Азии и рыбы там особо не было (40 лет назад), а мойва была и мама её жарила.

    ОтветитьУдалить
  27. Может просто мы тогда были молодыми, или вовсе детьми, а? И бычки были другими... ;-)

    ОтветитьУдалить
  28. Zora, бычки и мойва, вроде, разные рыбы. Только не спрашивайте, чем они отличаются. Не знаю! :)
    А воспоминания детства, действительно, всегда яркие и аппетитные. И трава была зеленее, и солнышко светило ярче! :)

    ОтветитьУдалить
  29. Позволю вставить своих 5 копеек. Поисковик поможет найти все, ну на крайний случай Википедия есть. Чиайте о бычках - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D1%87%D0%BE%D0%BA_(%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0)

    ОтветитьУдалить
  30. Да ладно тебе, Mik мы их есть любим, а не читать о них! :) Но за ссылку спасибо! :)

    ОтветитьУдалить
  31. Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть. Поэтому надо знать что едим. )))

    ОтветитьУдалить
  32. Есть в России бычки в томате! Не деффицит абсолютно! Мне нравятся производства г. Винница (маленькие баночки, желтая этикетка с надписью "Стандарт" - очень похоже на вкус детства), Севастополь (высокие банки, но вкус - не совсем то, что хочется). То, что делается в России (Владимир, Новгородская область и прочее-прочее - вообще не то).

    ОтветитьУдалить
  33. Спасибо за комментарий, но было бы так здорово, если бы я могла обратиться к вам по имени! :)

    ОтветитьУдалить